Синдром
эмоционального выгорания как показатель деформации педагогического общения.
Направления профилактики и коррекции синдрома эмоционального выгорания
Существуют
различные способы восприятия и отношения к условиям и требованиям своей
профессии, являющиеся результатом личностного преломления воздействия всего
комплекса факторов на субъект профессиональной деятельности. Если в результате
этого избираются стратегии поведения, не приводящие к разрешению трудностей, не
способствующие дальнейшему развитию человека как профессионала, то происходит
накопление психоэмоционального и физического напряжения и развитие негативных
изменений в состоянии здоровья и личности.
Одним
из характерных следствий хронического переутомления является «синдром
эмоционального выгорания» или «синдром сгорания». Этот термин был введен
американским психологом X. Дж. Фрейденбергом в
начале 70-х гг. XX в. [68].
Эмоциональное
выгорание — механизм
психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций из
сферы профессиональной деятельности и общения [11]; сложный
психофизиологический феномен, который проявляется как эмоциональное, умственное
и физическое истощение из-за продолжительных эмоциональных нагрузок. Синдром
выражается в депрессивном состоянии, чувстве усталости и опустошенности,
недостатке энергии и энтузиазма, утрате способности видеть положительные
результаты своего труда, в отрицательной установке в отношении работы и жизни
вообще [29].
Выгорание
является специфическим феноменом, возникающим на фоне интенсивного
эмоционального взаимодействия педагога с другими субъектами образовательного
процесса и проявляющимся в ограничении эмоционального реагирования на
необходимые в работе контакты.
В
формировании эмоционального выгорания участвует комплекс факторов,
складывающийся из социальных, профессиональных, организационных условий труда и
личностных особенностей человека [49]. Вот некоторые из них:
- • монотонность, бессмысленность работы;
- • вкладывание в работу больших
личностных ресурсов при недостаточном признании и положительной оценке
своего груда;
- • строгая регламентация времени
работы (особенно при нереальных сроках сс выполнения);
- • работа с немотивированным,
«трудным» контингентом;
- • напряженная обстановка и
конфликты в профессиональной среде;
- • нехватка условий для
самовыражения личности на работе;
- • работа без возможности
дальнейшего обучения и профессионального совершенствования;
- • нерешенные личностные проблемы;
- • внешний локус контроля и
профессиональный цинизм [29].
По
поводу субъективных факторов формирования в психологии
нет
единой точки зрения, зачастую разные авторы называют противоположные качества.
В числе наиболее вероятных — позитивные качества педагога, являющиеся
показателем его небезразличного отношения к своей профессиональной деятельности
и ее субъектам (ученикам, воспитанникам): чувствительность, эмпатийность,
склонность к интроверсии, ориентация на гуманистические жизненные ценности,
склонность к идентификации, высокий уровень персональной ответственности
(интервальный локус контроля) и др.
Так
как в формировании синдрома эмоционального выгорания «участвуют» и объективные,
и субъективные факторы, то профилактика и коррекция должны осуществляться как
минимум в двух направлениях:
- 1. Оптимизация организационных
факторов (создание оптимальных условий
труда) («зона ответственности» администрации ОУ):
- •
соблюдение санитарно-гигиенических норм организации труда;
- •
рациональное распределение обязанностей и ответственностей;
- •
обеспечение педагогов необходимым оборудованием, методическими
материалами, информацией;
- • создание
условий для профессионального и карьерного роста, повышения своей
квалификации;
- •
поддержание благоприятного психологического климата в педагогическом
коллективе;
- •
своевременное поощрение педагогов и т. п.
В
случае невозможности снижения вредного воздействия организационных факторов,
администрация должна обеспечить психологическое сопровождение педагогов в
образовательном процессе, в том числе в направлении повышения
стрессоустойчивости личности.
- 2. Повышение стрессоустойчивости
личности («зона ответственности» педагога):
- • общее
укрепление организма и поддержание индивидуального здоровья (регулярное
прохождение медосмотров, закаливание, поддержание иммунитета,
своевременное лечение, режим дня, нормальное питание, сон и отдых и т.
д.);
- •
владение методом аутогенной тренировки (и, соответственно приемами
управления дыханием, мышечного расслабления, визуализации);
- •
переключение в состоянии актуального стресса на физическую активность
[49];
- • наличие
интересов, не связанных с работой (хобби, увлечения);
- •
сочетание практической деятельности с учебной и научной;
- •
внесение разнообразия в свою работу, создание новых проектов;
- •
удовлетворяющая социальная жизнь (наличие семьи, друзей) [29]. '
Главными факторами успешной профилактики и коррекции синдрома эмоционального выгорания представляются осознанный выбор педагогической деятельности в соответствии со своими профессиональными способностями и склонностями и высокая адекватная мотивация педагога к педагогической деятельности и педагогическому общению
Немає коментарів:
Дописати коментар