Основные характеристики синдрома
эмоционального выгорания
Часто эмоциональное выгорание
рассматривается как ответная реакция на длительные профессиональные стрессы
межличностных коммуникаций, включающих в себя три компонента: эмоциональное истощение, деперсонализацию (цинизм) и
редукцию профессиональных достижений.
Эмоциональное истощение под ним понимается чувство эмоциональной опустошенности и
усталости, вызванное собственной работой. Специалист чувствует, что не может
отдаваться работе, как раньше. Возникает ощущение «приглушенности»,
«притупленности» эмоций, а в особо тяжелых проявлениях возможны эмоциональные
срывы.
Деперсонализация предполагает циничное отношение к труду и объектам своего
труда. В частности, в социальной сфере деперсонализация предполагает
бесчувственное, негуманное отношение к клиентам, приходящим для лечения,
консультации, получения образования и других социальных услуг.
Редукция профессиональных достижений представляет собой
возникновение у специалиста чувства некомпетентности в своей профессиональной
сфере, осознание неуспеха в ней. Замечая за собой негативные чувства или
проявления, специалист винит себя, у него снижается как профессиональная, так и
личная самооценка, появляется чувство собственной несостоятельности.
Профессиональное выгорание оказывает
отрицательное воздействие на все стороны личности и ее поведение, снижая в
конечном итоге эффективность профессиональной деятельности и удовлетворенность
трудом. Так, в силу действия механизма переноса, профессиональные стереотипы
деятельности проявляются в социальных и семейных отношениях, а также в рабочих
конфликтах или деструктивном напряжении при общении с коллегами, деловыми
партнерами, клиентами и т. д.
Данный феномен является сложно обратимым.
Возникнув у специалиста, он продолжает развиваться, и можно только определенным
образом затормозить этот процесс. Кратковременный отход от деятельности
временно снижает проявление этого феномена, однако после возобновления профессиональных
обязанностей он имеет тенденцию к восстановлению.
Понятие, подходы и характеристики синдрома
эмоционального (психологического) «выгорания» профессионала
В начале 70-х годов XX века американские психологи обратили внимание на то, что
у некоторых людей после нескольких лет казалось бы спокойной работы стиль
общения меняется как при стрессе. А у медработников, которых коллеги считают
высококлассными профессионалами, неожиданно стали утрачиваться профессиональные
интересы, стремление к дальнейшему профессиональному росту, появилась
черствость в отношении к пациентам, пренебрежительное отношение к коллегам и т.
п. Началось с того, что стали поступать жалобы на работников службы психологической
и социальной поддержки, т. е. на психологов и социологов, рабочая обязанность
которых - облегчать тяжелое психологическое состояние людей, попавших в беду,
уменьшать их стресс, помогать советами и душевной беседой. Анализ работы этой
службы выявил особую форму «болезней стресса», своего рода «болезнь общения».
Ее назвали впечатляюще: «выгорание личности» или короче - «выгорание».
Сам термин «сгорание» или «выгорание» был
введен в практику американским психиатром X. Дж. Фрейденбергером (1974)[1] для характеристики психологического состояния здоровых
людей, которые находятся в интенсивном и тесном общении с клиентами в атмосфере
эмоционального перенапряжения при оказании профессиональной помощи. Это люди,
работающие в системе «человек - человек»: врачи, священники, юристы, социальные
работники, учителя и особенно - психиатры, психотерапевты, психологи. В своей
деятельности они вынуждены постоянно сталкиваться с негативными эмоциональными
переживаниями клиентов (пациентов) и непроизвольно вовлекаются в них, в связи с
чем испытывают повышенное эмоциональное напряжение. Синдром выгорания был
определен Фрейденбергером как «поражение, истощение или износ, происходящий в
человеке вследствие резко завышенных требований к собственным ресурсам и
силам». Другие психологи
рассматривают выгорание как «состояние, в котором человек не ожидает
вознаграждения от выполняемой работы, но
напротив - ожидает наказания, что
происходит в результате недостатка мотивации и контролируемых результатов или
вследствие недостаточной компетенции» (Meir S.T., 1983) V
Иными словами, психологическое «выгорание»
выступает как сложное психологическое явление, как процесс, состояние, механизм
формирования защитных реакций, как результат изменений в поведении и
деятельности личности профессионала.
В современной психологической литературе
феномен «выгорания» рассматривают в контексте понятий: эмоциональное «выгорание», психологическое «выгорание»,
профессиональное
«выгорание» личности. Существует позиция, рассматривать эти понятия как
синонимы. Но, на наш взгляд, это допустимо и правомерно в отношении понятий
«эмоциональное выгорание» и «психологическое выгорание». Поскольку эмоции,
несомненно,
Немає коментарів:
Дописати коментар