середу, 12 травня 2021 р.

 

Основные характеристики синдрома эмоционального выгорания

Часто эмоциональное выгорание рассматривается как ответная реакция на длительные профессиональные стрессы межличностных коммуникаций, включающих в себя три компонента: эмоциональное истощение, деперсонализацию (цинизм) и редукцию профессиональных достижений.

Эмоциональное истощение под ним понимается чувство эмоциональной опустошенности и усталости, вызванное собственной работой. Специалист чувствует, что не может отдаваться работе, как раньше. Возникает ощущение «приглушенности», «притупленности» эмоций, а в особо тяжелых проявлениях возможны эмоциональные срывы.

Деперсонализация предполагает циничное отношение к труду и объектам своего труда. В частности, в социальной сфере деперсонализация предполагает бесчувственное, негуманное отношение к клиентам, приходящим для лечения, консультации, получения образования и других социальных услуг.

Редукция профессиональных достижений представляет собой возникновение у специалиста чувства некомпетентности в своей профессиональной сфере, осознание неуспеха в ней. Замечая за собой негативные чувства или проявления, специалист винит себя, у него снижается как профессиональная, так и личная самооценка, появляется чувство собственной несостоятельности.

Профессиональное выгорание оказывает отрицательное воздействие на все стороны личности и ее поведение, снижая в конечном итоге эффективность профессиональной деятельности и удовлетворенность трудом. Так, в силу действия механизма переноса, профессиональные стереотипы деятельности проявляются в социальных и семейных отношениях, а также в рабочих конфликтах или деструктивном напряжении при общении с коллегами, деловыми партнерами, клиентами и т. д.

Данный феномен является сложно обратимым. Возникнув у специалиста, он продолжает развиваться, и можно только определенным образом затормозить этот процесс. Кратковременный отход от деятельности временно снижает проявление этого феномена, однако после возобновления профессиональных обязанностей он имеет тенденцию к восстановлению.

Понятие, подходы и характеристики синдрома эмоционального (психологического) «выгорания» профессионала

В начале 70-х годов XX века американские психологи обратили внимание на то, что у некоторых людей после нескольких лет казалось бы спокойной работы стиль общения меняется как при стрессе. А у медработников, которых коллеги считают высококлассными профессионалами, неожиданно стали утрачиваться профессиональные интересы, стремление к дальнейшему профессиональному росту, появилась черствость в отношении к пациентам, пренебрежительное отношение к коллегам и т. п. Началось с того, что стали поступать жалобы на работников службы психологической и социальной поддержки, т. е. на психологов и социологов, рабочая обязанность которых - облегчать тяжелое психологическое состояние людей, попавших в беду, уменьшать их стресс, помогать советами и душевной беседой. Анализ работы этой службы выявил особую форму «болезней стресса», своего рода «болезнь общения». Ее назвали впечатляюще: «выгорание личности» или короче - «выгорание».

Сам термин «сгорание» или «выгорание» был введен в практику американским психиатром X. Дж. Фрейденбергером (1974)[1] для характеристики психологического состояния здоровых людей, которые находятся в интенсивном и тесном общении с клиентами в атмосфере эмоционального перенапряжения при оказании профессиональной помощи. Это люди, работающие в системе «человек - человек»: врачи, священники, юристы, социальные работники, учителя и особенно - психиатры, психотерапевты, психологи. В своей деятельности они вынуждены постоянно сталкиваться с негативными эмоциональными переживаниями клиентов (пациентов) и непроизвольно вовлекаются в них, в связи с чем испытывают повышенное эмоциональное напряжение. Синдром выгорания был определен Фрейденбергером как «поражение, истощение или износ, происходящий в человеке вследствие резко завышенных требований к собственным ресурсам и силам». Другие психологи рассматривают выгорание как «состояние, в котором человек не ожидает вознаграждения от выполняемой работы, но

напротив - ожидает наказания, что происходит в результате недостатка мотивации и контролируемых результатов или вследствие недостаточной компетенции» (Meir S.T., 1983) V

Иными словами, психологическое «выгорание» выступает как сложное психологическое явление, как процесс, состояние, механизм формирования защитных реакций, как результат изменений в поведении и деятельности личности профессионала.

В современной психологической литературе феномен «выгорания» рассматривают в контексте понятий: эмоциональное «выгорание», психологическое «выгорание», профессиональное

«выгорание» личности. Существует позиция, рассматривать эти понятия как синонимы. Но, на наш взгляд, это допустимо и правомерно в отношении понятий «эмоциональное выгорание» и «психологическое выгорание». Поскольку эмоции, несомненно,

психическое явление, и никто это не соберется это оспаривать. Однако, в отношении понятия «профессиональное выгорание» существуют, видимо, определенные тонкости. Мы, сторонники подхода, рассматривать «профессиональное выгорание» специалиста более широко. В сферу которого психологические и эмоциональные состояния входят как составляющие. Но, поскольку эта проблема четкости дефиниций, границ их понимания и употребления в малой степени разработана теоретически, методологически и экспериментально, то мы в данной работе будем употреблять эти понятия как синонимы, с выше приведенными оговорками

Немає коментарів:

Дописати коментар